Общество и нравственность сегодня

Интервью с иереем Дионисием, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Перемышль Калужской области.

иерей Дионисий, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Перемышль Калужской области

Батюшка, благословите. Сегодня тема нашего разговора касается примера жизни новомучеников для современного человека. Начать хочется с сопоставлением подвига новомучеников с подвигом первых христиан.

— Духовная величина и первых христиан, и новомучеников не позволяет судить об этом компетентно. Мы можем только предполагать. Мне кажется, что в обоих случаях – это сохранение своей совести, верность своим убеждениям.

Во времена новомучеников были священники, из которых кто-то предал, а кто-то пошел на смерть. От чего это зависело?

— Это было и во времена первых христиан. Были те, кто не вынесли, сломались, отреклись. Жертвенность была и не у христиан, когда человек готов был на смерть за свои убеждения. Но у новомучеников вера соединяется с правдой жизни, их цель была абсолютна, и они чувствовали благодать Божию и переживали ее. Но, наверное, они имели и опыт падения, знали, что, если они ее оставят, не найдут себе места. Это и будет для них смертью.

Не были же люди святыми сразу? С чего-то это начиналось, процесс становления все равно был?

— Конечно. Но, например, про мученика Вонифатия мы знаем только то, что он жил в прелюбодействе и был пьяницей, но в один момент стал мучеником. Значит, где-то в глубине души была эта борьба. Жития новомучеников очень однотипные – закончил семинарию, академию, служил. Кто-то из них был проповедником. В них зрел этот выбор, эта решимость, это сокровенно.

А как можно обозначить, чем отличается образ советского героя и образ новомученика, героя веры?

— У героев революции моментальное геройство часто было аффектом, когда и «смерть красна». А у новомучеников это длилось долгое время, тебе изматывали все силы, нравственные, духовные. Демонстрировали, что вот, твои родные. Раз – и они идут в школу, раз – и они не идут. И матушка твоя без дров зимой, она погибает…Но были такие примеры – убийца великого князя Сергея Александровича, Каляев, не захотел принести покаяние по предложению великой княгини Елисаветы. Но он написал, что моя смерть принесет больше пользы революции, чем моя жизнь.  Тут, конечно, фанатизм. А отличие христианства — в самом образе Христа.

— Мне кажется, причина в том, что новомученики были смиренными, а эти герои были гордыми. И доказательство истинности Православия в том, что смирение побеждает, что может казаться абсурдным.

— Согласен. Все эти вещи, смирение, для светского человека – очень размытые темы. Но это – определенное духовное состояние.

После разделения церквей на православие и католицизм они пошли разными путями – католики путем науки и внешнего делания, а православные – путем исихазма и искания Бога через внутреннюю работу над собой. В какой мере Православие повлияло на облик Святой Руси, ее выдающихся деятелей, ученых, поэтов и писателей?

— Да, любой народ – необыкновенный. Но есть такое выражение – «русская загадочная душа». В чем эта загадка? Н.О. Лосский в одной из своих книг под названием «Характер русского народа» говорит о том, что первая характерная черта русского народа – это религиозность. Он приводит цитату Достоевского: «Русский народ – народ- богоносец». Без всякого сомнения есть много людей, которые не верят в Бога, но это не значит, что они не верят ни во что. Любой человек – верующий, но его вера не обязательно религиозна. Вера- это то, что человек считает самым главным в жизни, идеал, которому можно посвятить всю свою жизнь. Сейчас часто человек сам об этом не задумывается. Это выводят на поверхность кризисные ситуации – чем я готов пожертвовать ради чего-то другого? Одно и то же дарование имеет положительную и отрицательную сторону. Русский народ имеет силу и талант верить. Свт. Игнатий Брянчанинов еще за 60 лет писал, что предвидит падение русской Церкви, России. И не только он, но и многие другие мыслители того времени. Для русского человека небесный рай закрывался, но у русского человека должен быть идеал, например, нигилизм, рационализм, и наконец – социализм. Люди были готовы жертвовать собой ради своих потомков несмотря на то, что, по их убеждению, они исчезнут, их уже не будет. Это религиозная вера по своей природе. А почему закрылось небо? Наверное, потому, что стала уходить традиция религиозного общения. Деградирует умение вообще духовно апеллировать. Имею в виду духовный опыт.

Реальный акт духовной жизни привлекает к себе благодать Божию. Любая настоящая. серьезная молитва. посещение храма – ведь не бывает, чтобы ты пришел в храм и ничего не получил. Бывает, вечером так неохота идти, дела, все не так, но все равно надо. Пришел, помолился. уже стало легче, а после службы выходишь из храма – «как жить хорошо, как замечательно все!» Т.е. этот акт общения с Богом приносит свои духовные плоды. Много раз по себе тоже видел, например, праздник, – как это здорово, это все! Потом прошло несколько часов, и это ослабело, и ты тут же делаешь то, что знаешь, этого не надо делать, и благодать отошла. Но, пока ты в этом духовном цикле, он тебя вытягивает, он дает тебе опыт. Как только он прервался, вернуться к нему требует усилий, а человек к усилиям не готов. усилия требуют аргументации. «Бога разве нет на диване? Конечно, есть, и в душе тоже Бог…»

— В XIX веке все были как бы верующими, но на самом деле это было во многом лицемерием.

— Свт. Игнатий Брянчанинов писал, что не видит, кто будет восстанавливать Церковь. Он говорит о том, что. если во времена его молодости каждый монах читал Иисусову молитву, то в старости он уже этого не видел. Т.е. в его время уровень духовного богообщения падал, происходило обмирщение.

А как, все-таки, жизнь и труды новомучеников могут помочь современному обществу воспрянуть и пересмотреть свои убеждения?

— Надо знать, что общество готово принять, какие темы для него актуальны. Нужны какие-то эксперименты. Надо научиться говорить на языке, который общество готово понимать. Свои идеи надо трансформировать и облекать в эту форму, хотя, конечно, подходит не любая.

Есть мнение, что документальные фильмы сейчас не интересны.

— Я не соглашусь. Есть документальные фильмы, которые вызывают большой интерес. Понятно, что через фильм все в храм не пойдут, но хотя бы понятно, что такая работа была, информировать, что такие идеалы есть, продвигать свои интересы. Надо сформулировать и разработать какие-то механизмы.

И все же вернемся к теме новомучеников, с которой мы начали.

— Мне кажется, что про эту тему никто не знает. Но Церковь должна про это говорить, находить какие-то интересные примеры. Очень важно «делать, только интересно». Надо не бояться экспериментировать, искать. А, кто ищет, тот и найдет свои подходы. Церкви тоже надо иметь некий «пиар-отдел» по продвижению своих интересов. И ничего в этом плохого нет, это – нормально. Мне кажется, надо РАБОТАТЬ! Надо работать и не бояться делать ошибки – ради результатов.

Спаси Господи, батюшка, за замечательную беседу! Помощи Вам Божией!

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*