Схиигумен Парфений (Андрусевич Наркисс Порфирьевич) родился 31 октября 1905 года в с. Белоусовка Винницкой области. Отец его был псаломщиком, семья воспитывала 8 детей. Окончив духовное училище, в возрасте 17 лет Господь призвал его на монашеский путь. Но с приходом гонений на Церковь и закрытием ряда обителей молодому послушнику пришлось поменять еще 3 монастыря. Наконец, он вступил в братию Киево-Печерской лавры. Там он в 1933 году пострижен в монашество с именем Нифонт и вскоре рукоположен во иеромонаха.
Путь отца Нифонта был полон гонений. Всего лишь два года ему удалось послужить как священнику – уже вне монастыря. Потом начались гонения – лагеря и ссылки, в которых он в общей сложности был 16 лет. Сначала — арест, ссылка в Беломоро-Балтийский ИТЛ.
Тяжелые труды оказались еле сносными, но Бог хранил Своего угодника. Батюшка был определен на лесные разработки и стройки. Он впоследствии вспоминал: «Бывало возим тачкой землю и нам кричат: «Перекур!» и все собираются в кучку, курят. А я в кусты и учу каноны наизусть. Таким образом я украдкой и выучил каноны, акафисты. Молился я открыто. Приходим с работы, я обедаю и сразу спать, а они там в шахматы, домино играют. В 4 часа утра я уже высплюсь, на верхних нарах на колени становлюсь и читаю каноны на память. Один инженер мне говорит: «я Вам завидую!» В чём же? В чём можно позавидовать?—«Вы и здесь живете своей жизнью, а мы не знаем куда себя деть…»
После ссылки недолгое служение – и снова ссылка в Сибирь. После смерти Сталина батюшку освободили по амнистии
Батюшку определили настоятелем Самаркандского Покровского собора. Там же он возведен в сан игумена. Служил он ежедневно, причем, кроме уставного богослужения, он установил также чтение акафистов. любимым чтением были «Оглашения прп. Феодора Студита». Вокруг батюшки собралась крепкая община из прихожан и монахинь. В 1958 году причастников было более 400 человек, крещенных – 749. На Пасху в собор попасть было почти невозможно от количества людей.
О. Нифонт начал было заниматься ремонтом и постройками. Ему удалось обнести храм каменным забором, провести электричество, положить асфальт и построить несколько служебных помещений. Но, когда была начата постройка дома для духовенства, власти ее запретили.
Владыка Ермоген, который поставил о. Нифонта настоятелем храма, благословил его постригать желающих в монашество. В то время, когда монастыри были закрыты, желающим посвятить себя Богу приходилось принимать постриги в миру. Там же батюшка начал писать свой 25-летний труд под названием «Тропинка к единому на потребу – к Богообщению». Он этим хотел помочь тем, кто не имеет духовного руководителя. Свою книгу батюшка называл «самоучителем для душ, истерзанных невзгодами, непониманием. С трудом пробираясь по тропинке, они начинают видеть промысел Божий над собой. Действительно, для чад старца «Тропинка» была утешением, облегчением в скорбях и укреплением в вере.
Дьявол не дремал. Началась борьба за место старосты, причем один рабочий оклеветал священника, что тот его якобы ударил. Но совесть замучила клеветника. Не выдержав ее укоров, он во время литургии перед всем народом упал перед батюшкой на колени и просил прощения. О. Нифонт обрадовался, простил и даже расцеловал его. Но клеветы продолжались, уже по плану властей, которые в конце концов отобрали у священника регистрацию.
Батюшке уже не пришлось до конца жизни возвратить себе регистрацию. Он давно мечтал вернуться в Россию. В 1971 году о. Нифонт принял схиму с именем Парфений. В том же году он с помощью духовных чад смог купить домик в Малоярославце. Батюшка мечтал быть в монастыре, но монастыри тогда все были закрыты. Он служил на антиминсе в домовой церкви. В его келейке висели портреты настоятелей Свято-Никольского Черноостровского монастыря, бывшего до революции мужским. По воспоминаниям духовных чад, батюшка был очень строг к себе. Отошел ко Господу схиигумен Парфений 27 марта 1994 года в возрасте 88 лет и похоронен на кладбище Покровского храма в с. Карижа.
Сестры вновь открытого в 1992 году Никольского Черноостровского женского монастыря участвовали в погребении старца и сейчас, бывая на богослужении в Покровском храме с. Карижа, молятся за упокой батюшки на его могилке.
Оставить комментарий