Священномученик Зосима Трубачев родился 24 декабря 1893 года, на рубеже веков, во время трагического периода для русского народа. Родители его были из духовного звания: диакон Василий Трубачев и его жена, Вера Петровна. Проживала семья в с. Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Зосима с детства был отдан на учебу – сначала он обучался в духовное училище, затем – в Вологодской духовной семинарии, а в 1918 году окончил Московскую Духовную академию. И это было не случайно. Рожденный в семье священнослужителя, Зосима с детства полюбил Бога и храм. Духовных наставников он нашел среди старцев Зосимовой пустыни, которых часто посещал ради душевной пользы. Также на его жизненный выбор повлияли архимандрит Иларион (Троицкий) и священник Павел (Флоренский).
Замечательно то, что Зосима очень любил церковное пение и впоследствии стал регентом. Любовь к пению он привил потом и своему сыну, в будущем – диакону и известному композитору Сергею Трубачеву. Отец Зосима любил не только церковную музыку, но и народные и вокальные произведения русских классиков. В академии на вечерах он любил исполнять произведение П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса» и особенно любил «Легенду» того же композитора: «Был у Христа младенца сад…»
Так получилось, что принять священнический сан пришлось Зосиме после Октябрьского переворота. Это случилось весной 1918 года, причем рукоположение он принял из рук самого Святейшего Патриарха Тихона у мощей прп. Сергия в Троице-Сергиевой Лавре.
Вначале молодой пастырь был послан на служение в Богородице-Рождественский храм с. Подосиновец Вологодской епархии вместо бывшего до него священника, протоиерея Николая Подьякова, на днях расстрелянного чекистами. Отец Зосима сам отпел собрата и с усердием стал продолжать его дело – возносить усердную молитву, проповедовать Христа и объяснять крестьянам доступными словами догматы православной веры. Его сын, будущий дьякон Сергий Трубачев, с детства видел, как отец, по его словам, служил «внутренне собранно, сосредоточенно, в отдельные моменты истово, весь уходя в молитву. Возгласы произносил распевно, звучно, молитвы читал горячо, убеждённо.» На Богоявление великое водосвятие совершалось на реке. Летом водосвятные молебны проводились на большом валуне.
Отец Зосима всю свою жизнь был отзывчивым и добрым человеком. Особенной чертой пастыря была любовь к детям. Он взял себе на воспитание девочку-сиротку, устраивал в своем доме елки и игры на праздник Рождества Христова.
Исключительное чудо совершилось в эти годы с младшим сыном отца Зосимы. Был какой-то праздник, собрались гости. Батюшка держал младенца на руках. В какой-то момент кто-то позвал священника, и он второпях положил мальчика на подоконник и ушел. Ребенок выпал с подоконника второго этажа на улицу. Его принесли в беспамятстве. Батюшка стал усердно молиться, и вот – ребенок будто проснулся от сна и встал здоровым. Такая молитва была у отца Зосимы еще в начале его служения Христу.
В 1922 году последовали первый арест и заключение, а в 1924 году батюшка перешел служить в Ивановскую епархию под омофор еп. Августина Беляева, также будущего священномученика. В это время почти все храмы были захвачены обновленцами. Епископ Августин послал отца Зосиму служить в один из храмов, в котором прихожане уже склонялись к обновленчеству. Отец Зосима нашел здесь небрежное отношение к богослужению и церковному пению. Он стал ревностно искоренять небрежность среди церковнослужителей. Не боясь запрета властей, он на Пасху пошел на крестный ход. Отец Сергий Трубачев так вспоминает об этом: «Перед Пасхой отцу угрожали, требовали отменить крестный ход в Пасхальную ночь. Когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси» священство и верующие вышли из храма, их стали теснить с безобразными выкриками заранее поджидавшие этот момент дюжие парни. Отца Зосиму, как и всё духовенство, охраняли ивановские рабочие — прихожане храма. Они оцепили процессию, взявшись за руки, и не допустили избиения.» Батюшка построил рядом с храмом колокольню, на которой ежедневно звонили по уставу. Скоро про неутомимого священника, уже возведенного в то время в сан протоиерея, узнали все люди, которые стали во множестве приходить послушать поучения пастыря.
Но в 1926 году епископ Августин был арестован и выслан в ссылку. Протоиерей Зосима вместе с прихожанами помог в нужде оставшимся двум дочерям епископа, которые родились у него задолго до принятия монашества и священного сана. Этот факт и явился причиной того, что сам отец Зосима был арестован, запрещен в служении и сослан в Вологодскую область, а затем — в лагерь на лесоразработки в Архангельскую область. В ссылке он познакомился с будущим архиепископом Сергием, тогда — ссыльным Павлом Голубцовым. Он помогал ссыльным священникам, в том числе и отцу Зосиме. Слабое здоровье батюшки было на пределе, и он с трудом выдержал срок.
После ссылки отец Зосима два года пробыл во Владимирской области в Юрьеве-Польском на светской работе счетовода, в то же время он управлял хором старых монахинь на клиросе единственного храма. Он тайно причащался в алтаре, но служить не имел права до конца запрета властями. Домочадцы заметили по батюшке, что он много выстрадал за годы лагеря, и стал более собранным, хотя остался таким же ревностным в твердости исповедания и служении Богу. В это время о. Зосима познакомился со ссыльным настоятелем Уссурийского Свято-Троицкого монастыря, старцем-архимандритом Сергием (Озеровым), окормлявшим в годы гонений своих духовных чад, уже находящихся в разных сторонах страны, далеко друг от друга и от своего духовного отца. Общение со старцем помогло отцу Зосиме серьезнее подготовиться к будущим испытаниям и стяжать дар внутренней непрестанной молитвы.
Но уже в 1934 году по просьбе вернувшегося из заключения епископа Августина Беляева, отправленного в то время митрополитом Сергием Страгородским на служение в Калужскую область, отец Зосима переехал в Малоярославец. Он стал настоятелем Казанского храма в центре города. Отец Зосима, прошедший уже тюрьмы и лагеря, понимал, что и здесь его могут арестовать снова. Чтобы оградить своих домашних от репрессий, он написал в одной анкете, что является «одиноким». Батюшка готовился к мученичеству и воспринимал свое служение в Малоярославце как последний шаг к нему. В Малоярославце находились в то время и другие исповедники за веру, священники и ссыльные монахини. Протоиерей Роман, вернувшись из лагеря смертельно больным, до самого конца получал помощь от протоиерея Зосимы. Отец Зосима приходил к страдальцу каждый день, вплоть до его кончины, последовавшей в сентябре 1937 года. В Малоярославце отец Зосима познакомился с семьей отца Михаила Шика, который был высоко образован и в 1918-1920 гг. работал вместе с Ю. А. Олсуфьевым и П. А. Флоренским в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Два будущих священномученика сблизились между собой в тот период испытаний, незадолго до своего последнего подвига.
Уже через несколько месяцев сам протоиерей Зосима был призван Богом на последний подвиг. Его арестовали и заключили в Таганскую тюрьму. 26 февраля священник был расстрелян в Бутово. Его святые мощи находятся в одной из братских могил Бутовского полигона. Семья долго не знала о судьбе отца Зосимы. «Выслан на 10 лет без права переписки», — сказали в справочной на Матросской улице в ответ на запрос в 1938 году. Только в конце 60-х годов стало известно о его расстреле. Не сразу стало ясно, где расстрелян священномученик. В 1994 году он явился сыну, диакону Сергею Трубачеву, во сне, «пробуждая надежду на посмертную встречу». Вскоре ему стало достоверно известно, что отец был убит в Бутово, и он, действительно, «посмертно встретился» с отцом, когда приехал помолиться на Бутовский полигон в неделю Новомучеников и Исповедников Российских.
На примере сщмч. Зосимы мы видим, что преемственность священнической семьи не пресеклась по причине десятилетий гонения на Церковь. Сын отца Зосимы, диакон Сергий Трубачев, продолжил его путь служения Богу, более всего прославляя Его песнопениями, а внук, игумен Андроник Трубачев, недавно отошедший в вечность, был неутомимым учителем Московской Духовной академии, исследователем и составителем церковных служб.
Диакон Сергий Трубачев написал о священномученике: «Жизненный и пастырский путь моего отца окончен мученической смертью. Предвидя её, он остался верен своему священническому призванию. В памяти моей духовный облик его неотделим от наставления апостола Павла, читаемого на его иерейском кресте: «Образ буди верным словом, житием, чистотою».
Святый священномучениче Зосимо, моли Бога о нас!
Оставить комментарий