ИГУМЕНИЯ ЕЛЕНА КОНОВАЛОВА И ЕЕ СПОДВИЖНИЦЫ
Игумения Елена (Ольга Алексеевна Коновалова) – замечательная подвижница конца XIX — начала ХХ века. Родилась она в Москве 10 июля 1867 года. Известно, что Ольга прилежно училась. Она блестяще закончила Мариинскую женскую гимназию в Петербурге, а затем – высшие жен7ские 7педагогические курсы. Но мир не привлекал девушку. Она решила посвятить себя Господу, и вскоре поступила в Леснинскую обитель. Таким образом началось ее многолетнее служение Богу и ближним. Не знала она в то время, что путь ее будет скитальческим, по примеру Господа, Который «не имел, где главу подклонить». Новая сестра прошла все послушания и в положенное время приняла постриг с именем Елена.
В 1901 году на 35-м году жизни матушку Елену возвели в сан игумении с назначением в Красностокский Рождество-Богородичный монастырь. Здания находились в обветшавшем состоянии, но уже через год все было приведено порядок. Замечательно то, что обителью велась большая социальная работа. Так, монастырь организовал двухклассную школу для девушек, семинария для подготовки учителей церковно- приходских школ, школы грамотности и семь сельских школ, где обучение велось силами образованных сестер монастыря. В этих учебных заведениях были предметы «основы земледелия» и «медицина». Сама обитель имела бесплатные гостиницу, больницу, библиотеку, чайную. Организованы коневодство, пчеловодство, золотошвейная, ткацкая и иконописная мастерские.
Но в 1914 году монахини были вынуждены уехать в Москву при нависшей угрозе наступления немецких войск. В 1915 году Государь Николай Александрович отдал Красностокским монахиням Александринский дворец в Нескучном саду. Там сестры трудились во дворцовом госпитале. Но недолго оставались они на месте. В 1918 году, после октябрьского переворота, монастырь переехал в Екатерининскую пустынь, где и просуществовал до 1934 года. Мужской Красностокский монастырь был закрыт в 1918 году, поэтому, с помощью и по ходатайству патриарха Тихона, монахиням разрешили поселиться здесь в качестве «трудовой артели». Храм действовал как приходской.
В первые годы переезда монахиням было тяжело – холодно и голодно, условия жизни были крайне тяжелыми. 164 монахини в то время проживали в обители, и ни одна из них не уклонилась от трудов телесных и молитвенных. Поэтому, уже через несколько лет обитель укрепилась и стала духовным центром. Монахини даже кормили и лечили местных жителей.
Но и Свято-Екатерининская пустынь уже ожидала своего закрытия и разорения. Несмотря на это, монахини кормили и лечили всех, кто жил рядом с монастырем. Советские безбожники глумились над монахинями, власти преследовали, хотя и знали о благотворительной деятельности обители. Известно, что в то время проживала в обители юродивая Татьянушка. Она говорила сестрам, что скоро монастырь разорится, и их ждут беды и гонения. В разгар полевых работ в конце лета – только убрали хлеба – пришло распоряжение из Москвы. Необходимо было в 24 часа очистить монастырь. Сестры оказались на улице. Кто-то снимал квартиры у местных жителей, кого-то взяли к себе в семьи благочестивые прихожане. Некоторые смогли временно поселиться на подворье пустыни в Москве. Около 60 человек смогли выехать в Белоруссию. Там они тоже скитались по разным обителям, преследуемые властью. Игумения Елена была арестована почти сразу после закрытия пустыни, и с нею несколько сестер. Они были сосланы в Казахстан на несколько лет. В 1934 году ОГПУ определило игумению Елену «за 101-й километр». Таким образом, она попала в г. Малоярославец Калужской области, проживая на ул. Почтовой, д.10. Некоторые монахини смогли также перебраться в Малоярославец, но жили порознь друг от друга, где кто смог устроиться. Сестры не забыли о своей духовной матери. Они помогали ей прожить, собирали средства и находились в постоянном послушании, ничего не делая без ее благословения. Духовником ссыльных сестер был протоиерей Зосима Трубачев, настоятель Казанского храма. Очень скоро отец Зосима закончит свою жизнь на Бутовском полигоне, будучи расстрелян 26 февраля 1938 года.
Прожила матушка в Малоярославце всего три года. Ей было уже 70 лет, когда она отошла ко Господу. Отпевание совершал будущий священномученик Зосима Трубачев. Это был роковой 1937 год. Еще немного – и в городе начались массовые аресты, которые кончались расстрелом. Вся жизнь игумении Елены прошла в трудах и гонениях. И Господь судил исповеднице отойти в вечность с миром. Пусть будет примером для нас ее подвиг.
Похоронены на Малоярославецком кладбище:
Игумен Георгий
Протоиерей Василий Машков
Схимонахиня Серафима
Монахиня Рафаила
Монахиня Фомаида
Монахиня Ювеналия (надпись на надгробном памятнике: «Досточтимой монахине Ювеналии Ктитору Церкви Успения от признательных и благодарных прихожан. Скончалась 09.03.1961 г.»)
Монахиня Антония
Монахиня Иоанна
Монахиня Иннокентия
Инокиня Елисавета (надпись на надгробном памятнике: «Вечная память досточтимой инокине Яковлевой Елисавете Борисовне. 18.09.1893–14.07.1975»)
Послушница Мария
Послушница Дария
Пономарь Петр Афанасьевич
Анастасия
Оставить комментарий